Весь спектр
нормативно-правовой информации
в сфере образования и науки
+7-495-750-5779

Каждый десятый выпускник поступает в университеты, минуя ЕГЭ

Каждый десятый выпускник поступает в университеты, минуя ЕГЭ
13.07.2018

Институт образования ВШЭ сообщил о том, что в России каждый десятый выпускник школы использует возможность попасть в вуз, минуя единый государственный экзамен - через техникумы и колледжи.

Ученые Гордей Ястребов из Европейского университета во Флоренции, Юлия Косякова из нюрнбергского Института исследований занятости и  Дмитрий Куракин, директор центра Центра культуросоциологии и антропологии образования Института образования ВШЭ провели исследование, результаты которого описаны в статье в научном журнале "Sociology of Education". Основой исследования стали данные проекта Института образования ВШЭ "Траектории в образовании и профессии".

В своей работе исследователи отмечают, что определяясь с выбором профессии, школьник выбирает один из трех треков: "академического", предполагающего поступление в вуз после 11 класса и похождения процедуры ЕГЭ, "профессионального", связанного с получением среднего специального образования, и "гибридного". Последний заключается в поступлении в вуз по окончании колледжа или техникума на основании соглашения или через систему внутреннего экзамена. 

По мнению ученых, "гибридный" трек создавался государством для борьбы с образовательным неравенством, чтобы поддержать детей из низкообразованных семей. 

"Однако мы наблюдаем его трансформацию в инструмент продуманной стратегии "привилегированных" семей, - говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. - Опыт образовательных реформ во всем мире показывает, что каковы бы ни были точечные средства поддержки отстающих, ими почти наверняка начнут пользоваться те, кто не входит в данную социальную группу".

Исследователи выяснили, что 40 процентов тех, кто пользуется этим способом сегодня, не относятся к незащищенным слоям населения. Таким образом, "гибридный" трек стал популярен в более статусных высокообразованных семьях, которые сталкиваются с низкой успеваемостью детей в школах. Эти семьи выбирают низкорисковую стратегию по принципу "высшее образование любой ценой".

“Речь именно об уровне образования семей, а не материальном достатке, - поясняет директор центра Центра культуросоциологии и антропологии образования Института образования ВШЭ Дмитрий Куракин. - Эти переменные коррелируют друг с другом, однако в нашем исследовании мы увидели, что как стратегию этот путь выбирают именно образованные семьи”.

Источник: http://hse.ru