Минпросвещения опубликовало проект поправок к федеральным основным общеобразовательным программам (ФООП). Ведомство планирует исключить из текста документов термины «гендерный», «буллинг», «толерантность» и «домашнее насилие». В пояснительной записке говорится, что это необходимо в связи с требованиями прокуратуры «о приведении содержания федеральных образовательных программ в соответствие с основными принципами реализуемой государственной политики и федеральными нормами закона.
Исключение ряда терминов из текста программ Минпросвещения объясняет их «заменой на понятные и нейтральные формулировки, доступные для понимания обучающимися». Вместо «буллинга» и «домашнего насилия» образовательное ведомство предлагает использовать «психологическое насилие, систематическое унижение чести и достоинства, издевательства, преследование». «Гендерные особенности» будут заменены на «пол», а «толерантность» (и ряд однокоренных слов) - на «уважение», «взаимоуважение» или «дружбу между народами» в зависимости от контекста. Если поправки будут приняты, изменения вступят в силу 1 сентября 2025 года.
На сегодняшний момент в программе по физкультуре указано: самбо, футбол и другие виды спорта «доступны для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей». Теперь, видимо, в документе будет формулировка «независимо от пола». В программе, например, чувашской литературы для десятого класса сейчас присутствует упоминание «гендерного подхода к литературе». «Домашнее насилие» и «буллинг» присутствуют в формулировках программы по основам безопасности и защиты Родины (ОБЗР, бывший предмет ОБЖ).
Самое же большое количество замен ждет термин «толерантность». Перефразировать придется программы по физкультуре (к сопернику нужно будет относиться «уважительно»), всем национальным литературам и языкам (теперь они будут учить «дружбе между народами»).
Преподаватель русского языка и права, представитель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что предлагаемые изменения никак не отразятся «ни на школьниках, ни на учителях». «Дети вообще никак не взаимодействуют с ФООП - это инструмент для учителей, - объясняет он. - Но и педагоги нечасто обращаются к этому документу. Важны формулировки в учебниках и методических пособиях, а не в ФООП». По его мнению, на «риторику учителей» эти изменения также не должны повлиять. Преподаватель добавил, что сам во время уроков старается не употреблять термин «толерантность», потому что он «очень многозначен и непонятен детям», более того, «часто используется неправильно и взрослыми».
«Это похоже на какую-то игру в слова, - уверен профессор Института образования ВШЭ Олег Федоров. - В общественном дискурсе данные термины приобретают сейчас негативную коннотацию. Видимо, поэтому Минпросвещения решило избавиться от них в своей документации». Эксперт подтверждает, что учителя редко читают ФООП и в своей повседневной работе используют другие методические наработки. «До детей эти формулировки никогда не дойдут и на учебный процесс не повлияют», - уверен господин Федоров.
Ведомство указывает, что это «практикуемые за рубежом виды физического воспитания школьников, не соответствующие отечественному историческому опыту и традициям, национальным нравственно-этическим нормам». Впрочем, эти модули появились в программе, которая вступила в силу лишь 1 сентября 2024 года. Таким образом, если новые изменения будут одобрены, гольф и чирлидинг просуществуют в школе всего один учебный год.
Источник: http://kommersant.ru