Весь спектр
нормативно-правовой информации
в сфере образования и науки
+7-495-750-5779

К дистантному обучению решили подойти с научной точки зрения

К дистантному обучению решили подойти с научной точки зрения
11.02.2021

В Петрозаводском государственном университете начали исследование опыта дистанционного обучения. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ПетрГУ Анита Румянцева обобщила данные, полученные с помощью участников подростковых групп ВКонтакте. Как сообщается в статье, были отобраны 138 сообщений, касающихся обучения в дистанционном формате. Статью “Опыт дистанционного обучения глазами подростков” опубликовали в научном электронном журнале вуза “Непрерывное образование: XXI век”.

В аннотации к исследованию уточняется, что с помощью контент-анализа сообщений в соцсетях проанализированы субъективные репрезентации опыта дистанта восьмиклассников петрозаводских школ. Выявлены категории, которыми они оперируют без давления фактора социальной желательности, изучена частота их встречаемости. Описаны типичные технические и организационные трудности и преимущества онлайн-обучения.

Среди технических трудностей преобладают проблемы с электронной почтой и функционированием сервисов. Среди организационных – сложности с пониманием задания, большой объем заданий и неточная оценка их трудоемкости. Подростки испытывали трудности в использовании смартфона, поскольку гаджет не адаптирован для выполнения заданий, а также  с коммуникацией с педагогами в деловом формате.

Анита Румянцева отмечает, что в целом потенциал дистанционного обучения подростков оценивается специалистами довольно высоко. Однако до наступления весны 2020 года оно не пользовалось большой популярностью, а при вынужденном переходе к дистанционным технологиям проявились трудности и негативные последствия для психологического состояния школьников, формирования личности, а также психологического и психического здоровья.

“Если в условиях каждодневной рутины подростки находились под контролем взрослых, то особая социальная ситуация, возникшая при распространении коронавируса, ослабила ресурсы стабильных семей и отчетливо проявила сложности дисфункциональных семей”, – уточняет исследователь.

Подводя итоги, Анита Румянцева сообщает, что больше всего в условиях дистанционного обучения в период самоизоляции подростки страдали от ограничений и недостатка общения. В то же время школьники осознали такие возможности дистанционного обучения, которые позволяют избежать лишней тревоги, страха и проблем в коммуникации, установить свой режим, самостоятельно организовать процесс обучения, учесть ярко выраженные индивидуальные особенности или удовлетворить свои потребности, а также затрачивать минимальное количество усилий, избирательно подходя к выполнению заданий.

Статистика подтверждает, что дистант помог мотивированным детям, ребятам с медленной скоростью выполнения заданий и тем, кто подвергался буллингу в классном коллективе улучшить свои оценки.

“Очень интересное и своевременное исследование, – прокомментировал опубликованную статью детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. - Приятно, что наш вуз помогает педагогам и психологам в оценке дистанта и рисков, связанным с таким форматом обучения”.

“С точки зрения учителя с 40 летним стажем, о дистанте могу сказать так: нет худа без добра, – говорит учитель истории и обществознания школы №10 имени А.С. Пушкина  Елена Клинова. – Эта новая реальность разбудила желание осваивать новые технологии. В другой ситуации то времени бы не было, то желания. Теперь понимаю – за это короткое время научилась очень многому. Столько курсов, вебинаров, конференций, онлайн занятий с такой заинтересованностью не посещала очень давно…”

Менее оптимистично оценивают опыт дистанционного обучения школьники.

“Мне сложно ходить в школу сейчас, но во время дистанционного обучения было не легче – учительница всегда меня ругает и недовольна моими результатами, – поделился своими ощущениями от обучения ученик 4-го класса одной из гимназий Петрозаводска. - Она постоянно называет мою фамилию среди тех, кто что-то делает не так. Настроение портится. Делать ничего не хочется, она не заметит, что я старался”.

“Дистант мне нравится больше, чем уроки в классе, – говорит семиклассница из Петрозаводска, уточняя, что учеба в школе началась 1 февраля. - Можно дольше спать, заниматься в пижаме, но объем заданий очень большой! Я целыми днями сидела за учебниками и компьютером с телефоном. Сложно переключиться сейчас на новый формат обучения”.

“У меня столько двоек, которые нужно исправлять…– рассказал еще один петрозаводский ученик из 8 класса. - Весь январь, как началась третья четверть, я никак не мог собраться. Задания выполнять не хотел. Учителя говорят, что я умный и справлюсь, родители контролируют, но мне хочется есть, спать, гулять…”

Между тем, сегодня сенатор от Карелии Игорь Зубарев обсудил с министром образования Романом Голубевым вопросы дистанционного обучения в регионе.

“Возвращения к дистанту, против которого родители в Карелии собирали подписи, не будет”, – заверил встревоженных родителей Игорь Зубарев.

Во время встречи прозвучала информация о том, что родители Карелии собрали несколько тысяч подписей против дистанционного обучения. Например, в адрес сенатора поступали жалобы от жителей Беломорского района, где немногие учителя проводили уроки онлайн, используя цифровые образовательные площадки. В 21 населенном пункте республики Интернета нет вовсе.

Возможно, опыт дистанционного обучения школьников республики позже станет предметом исследования ученых ПетрГУ. На основании новых данных можно было бы разработать методические материалы для  педагогов, классных руководителей, психологов и родителей, которым несколько месяцев пришлось справляться с новой реальностью один на один.

Источник: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6349