Весь спектр
нормативно-правовой информации
в сфере образования и науки
+7-495-750-5779

Каждый пятый россиянин ставит под сомнение необходимость ФГО

Каждый пятый россиянин ставит под сомнение необходимость ФГО
08.05.2019

В Общественной палате РФ прошло обсуждение проекта Федерального государственного стандарта общего образования. В пресс-службе ОП РФ отметили, что появление проекта нового стандарта вызвало в обществе активную дискуссию, особенно в части, касающейся перспектив развития отечественной школы и возможности выполнения поставленных в национальном проекте "Образование" целей и задач.

Заместитель министра просвещения РФ Павел Зенькович сообщил, что 29 марта стартовало обсуждение проектов обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования на специализированном сайте. Он напомнил, что задача обновить ФГОСы и примерные основные образовательные программы поставлена президентом.

Замминистра также подчеркнул, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

"Перед нами остро встала задача обеспечения единого образовательного пространства, то есть нам надо с вами быть уверенными, что от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Северного Кавказа есть некое базовое ядро знаний, компетенций и умений для успешного усвоения его детьми", - передает пресс-служба ОП РФ слова замминистра.

Павел Зенькович также отметил, что главное направление обновления - конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету.

"Когда в 2009/2010 году стандарты принимались, они принимались с концепцией, что через десять лет они должны быть серьезно обновлены, и мы продолжаем ту линию, которую начинали наши предшественники в свое время, приняв для того времени прогрессивный документ, который сыграл важную роль", - резюмировал замминистра.

Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб отметил, что при принятии окончательной версии ФГОС важно соблюсти баланс между требованиями и пожеланиями: "Нам важен здравый подход, конструктивная, обоснованная критика, и в то же время нужно соблюсти тяжелейший баланс между вариативностью и сохранением единого образовательного пространства. Баланс найти очень сложно, потому что эти темы вызывают серьезные баталии в обществе".

Для выявления точек зрения и мнения широких слоев населения о подготовленном документе Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки провела онлайн-опрос, в котором приняли участие 16 тысяч человек из 70 регионов. Его результаты представила Людмила Дудова, первый заместитель председателя комиссии.

“Проект прошел широчайшее обсуждение, это говорит о том, что ФГОС - это документ, который интересует в целом все общество, - отметила она. - Нас интересовало отношение общества к документу, пониманию функций и роли этого документа в организации школьной жизни, степень активности обсуждения разными представителями общества”.

Людмила Дудова рассказала, что большая часть респондентов уверена, что предлагаемая редакция ФГОС сохраняет фундаментальный характер образования и не ущемляет ориентированность на деятельностный подход.

"Абсолютное большинство участников анкетирования считают, что ФГОС все-таки обеспечивает качество образования, и большинство, почти 17 тысяч респондентов, считают ФГОС своевременным и возможным для внедрения", - рассказала она.

Однако, отвечая на вопрос "Как вы считаете, необходимы ли ФГОС для школы?", 41 процент респондентов считает, что ФГОС необходим. Еще 41% полагает, что "скорее всего, необходим". 18% считают, что необходимость ФГОС под вопросом. При этом 84% участников опроса – работники системы общего образования.

"Когда мы обсуждаем проект ФГОС более широко, то начинается подтягивание к этой теме других острых вопросов, которые не имеют отношения к стандартам", - сказала председатель ФУМО по общему образованию, директор Института стратегий развития образования Светлана Иванова, призывая общественность к конструктивному диалогу и критике по заявленной теме.

Директор Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века Высшей школы экономики Тарас Пащенко уверен, что "в обновленных ФГОС не учтены межпредметные связи, что, в свою очередь, приводит к тому, что детям приходится изучать одни и те же предметы на разных годах обучения".

"Предметное содержание стандарта наполнено архаичными понятиями, которые не соответствуют современном научным представлениям по многим направлениям. И формулировки предметных результатов ориентированы на репродуктивность: на запоминание и воспроизведение знаний, что не соответствует системно-деятельностному подходу", - высказал он в качестве замечаний.

Подводя итоги, Людмила Дудова отметила, что все предложения участников круглого стола войдут в рекомендации для Министерства просвещения РФ.

Источник: http://oprf.ru