Весь спектр
нормативно-правовой информации
в сфере образования и науки
+7-495-750-5779

Вопрос — ответ

В данном разделе содержатся юридические консультации по вопросам права, управления, оплаты труда, социальной защиты и др. Вопросы и ответы для удобства поиска разделены на темы. Если Вы не нашли ответ на свой вопрос в данном разделе, Вы можете воспользоваться формой справа. 

Администрация оставляет за собой право не отвечать и не публиковать Ваш вопрос, если он не относится к тематике сайта. Для поиска ответа на интересующий вопрос Вы также можете воспользоваться строкой поиска.

В открытом доступе в данном разделе публикуется краткий ответ на вопрос пользователя после публикации полного текста ответа в бюллетене нормативных правовых актов "Официальные документы в образовании" (ОДвО). Если Ваш вопрос подразумевает развернутый ответ, в кратком ответе будет содержаться ссылка на его полный вариант. Получить доступ к полному тексту ответа на Ваш вопрос можно после его оплаты в личном кабинете.

Также Вы можете получить доступ ко всем полным текстам ответов на вопросы пользователей, оформив подписку на консультации в личном кабинете.

Получить доступ к полному тексту ответа может только зарегистрированный пользователь, задав свой вопрос после авторизации на сайте.

Задайте ваш вопрос

Поля со * обязательны для заполнения
Педагогический стаж и учебная нагрузка
Вопрос: test 1
Ответ:

test 2

Разное
Вопрос: В настоящее время ФГП ВО ЖДТ России согласно лицензии Департамента образования города Москвы проводит дополнительное профессионального образование (повышение квалификации) по лицензированным программам, в том числе по программам транспортной безопасности.

Прошу Вас разъяснить необходимо ли утверждать (согласовывать) с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдором) типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации 08.09.2014 № 243.
Ответ:

В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”  (далее — Закон № 273-ФЗ) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом № 273-ФЗ не установлено иное.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 13 май 2017 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: Учат ли руководителя организации азам делопроизводства и документооборота или для этого есть специально подготовленные кадры, на которых начальник сваливает всю работу?
Ответ:

Очевидно, руководитель должен понимать роль делопроизводства и документооборота в деятельности организации, свою ответственность за эту область, а также иметь общее представление как о традиционных, так и о современных технологиях. Тогда он сможет грамотно принимать стратегические решения, выделять необходимые ресурсы и подбирать кадры — тех специалистов по управлению документацией (секретарей, архивистов, делопроизводителей и т.д.), которые, имея необходимые глубокие знания и подготовку, должны будут обеспечить выполнение этих решений.

Полный текст ответа: "Образование в документах" № 15 август 2006 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: Кто в организации (фирме, предприятии, образовательном учреждении) отвечает за документооборот?
Ответ:

В масштабе организации должны быть определены полномочия и ответственность за управление документами таким образом, что всякий раз, когда возникает необходимость создания и сбора документов, должно быть ясно, кто именно за это отвечает. Все сотрудники организации должны нести свою долю ответственности, включая управляющих документами, специалистов смежных информационных профессий, руководителей всех уровней, администраторов систем и всех тех, кто создает документы при исполнении своих служебных обязанностей.

Полный текст ответа: "Образование в документах" № 15 август 2006 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: Какая запись в трудовой книжке работника будет более правильной: “принят воспитателем в ГПД” либо “принят воспитателем ГПД”, поскольку пенсионный фонд исключает из стажа для назначения досрочно трудовой пенсии время работы воспитателем ГПД?
Ответ:

При внесении в трудовую книжку работника записей о работе необходимо руководствоваться Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (далее – Инструкция). В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции не допускаются какие-либо сокращения наименования должности, наименования структурного подразделения, в т.ч. сокращения типа “ГПД”. Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции в графе 3 раздела “Сведения о работе” под заголовком в виде полного наименования организации, а также сокращенного ее наименования (при его наличии) в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 2 январь 2005 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: Предоставляется ли воспитателю студенческого общежития методический день?
Ответ:

В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, в том числе воспитатели, работающие в студенческих общежитиях, не имеют право на предоставление им так называемого “методического дня”.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 7 март 2005 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: Школы, детские сады оказывают платные услуги. Налоги с них за эту деятельность берут как с предпринимателей, из-за чего оказывать услуги становится невыгодным. Объясните, как должно быть?
Ответ:

Статьей 47 Закона РФ “Об образовании” предусматривалось, что деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и(или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 7 март 2005 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: Я работаю в техникуме воспитателем общежития студентов. Сколько воспитателей полагается на 200–250 студентов, проживающих в общежитии?

Работаю в филиале государственного университета в должности библиотекаря. Работаю в библиотеке одна и ежегодно обслуживаю от 1000 до 1200 читателей, книжный фонд — 12 000 экземпляров. Какая должность должна быть установлена в библиотеке филиала — библиотекарь или заведующий библиотекой, какие нормы читателей установлены, на какие документы должен опираться директор филиала при введении должностей, полагается ли доплата за значок “За отличную работу”, который я получила от Министерства культуры Российской Федерации по прежней работе?

Я работаю социальным педагогом в профессиональном училище, где обучается 100 человек, имеющих статус социальных сирот, часть из которых имеет нарушения психического здоровья. Сколько учащихсясирот должно приходиться на одного социального педагога?
Ответ:

В настоящее время на федеральном уровне единых типовых штатов или штатных нормативов образовательных учреждений, являющихся обязательными для применения, не установлено. В соответствии со статьей 32 Закона РФ “Об образовании” установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения и его штатного расписания отнесено к компетенции самого образовательного учреждения. Образовательное учреждение решает указанные вопросы в пределах средств, направляемых на оплату труда работников. Количество тех или иных категорий работников в образовательном учреждении определяется с учетом исполнения ими должностных обязанностей, соблюдения режимов их труда и отдыха. При этом в качестве примерных могут использоваться ранее утвержденные типовые штаты или нормативы численности соответствующих категорий работников, но они предусматривались не для всех должностей, поскольку ранее некоторые должности в образовательных учреждениях вообще не устанавливались. К таким должностям, например, относится и должность социального педагога.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 9 март 2005 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: Работаю тренером-преподавателем физического воспитания муниципального общеобразовательного учреждения, имею почетный знак “За заслуги в развитии физической культуры и спорта”. Является ли данный почетный знак основанием для повышения разряда оплаты труда и тарифной ставки, аналогичным тому, которое применяется при наличии почетного звания “Заслуженный работник физической культуры и спорта”?
Ответ:

Почетный знак “За заслуги в развитии физической культуры и спорта” и почетное звание “Заслуженный работник физической культуры и спорта” не равнозначны по своему уровню, поскольку почетный знак является отраслевой наградой, а почетное звание присваивается от имени государства Указом Президента РФ. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.8 Положения о почетных спортивных званиях “Заслуженный тренер России”, “Заслуженный мастер спорта России”, почетном знаке “За заслуги в развитии физической культуры и спорта”, знаке “Отличник физической культуры и спорта”, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 26.11.2001 № 691 с дополнениями, внесенными приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 06.02.2002 № 61, лицам, награжденным почетным знаком “За заслуги в развитии физической культуры и спорта” и работающим в учреждениях, организациях, подведомственных Госкомспорту России, может устанавливаться ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20 процентов включительно от должностного оклада за счет средств учреждения, организации. Образовательное учреждение, подведомственное органам управления образованием, может принять аналогичное решение об установле нии за эту награду соответствующей надбавки, закрепив это в коллективном договоре или локальном акте, например, положении о доплатах и надбавках.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 9 март 2005 г.

Вопрос—ответ 2005-2016 (архив)
Вопрос: В нашей школе снизилась наполняемость некоторых классов и стала менее 25 человек, из-за чего эти классы не разрешают делить на две подгруппы по предмету “Технология”, для того чтобы проводить раздельно занятия для мальчиков и девочек. Моя учебная нагрузка как у учителя этого предмета должна была также снизиться, но школа решила все-таки сохранить раздельное обучение по этому предмету за счет часов кружковой работы. Когда я обратилась за назначением досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, мне отказались включать периоды работы, когда учебная нагрузка складывалась из количества часов по учебному плану и кружковой работы. Правомерно ли это?
Ответ:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 “О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” для включения в стаж для назначения досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью необходимо, чтобы эта деятельность осуществлялась в должностях и в учреждениях, предусмотренных в списке. Пунктом 4 Правил, утвержденных этим постановлением, установлено, что периоды выполнявшейся начиная с 1 сентября 2000 г. работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами. Таким образом, если по должности учителя учебная нагрузка составляла меньше нормы часов за ставку, а часть проводимых занятий оформлялась как работа педагога дополнительного образования, то орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, правомерно не включил такие периоды работы в специальный стаж, поскольку время работы педагогом дополнительного образования в школе в него не засчитывается.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 10 апрель 2005 г.