Весь спектр
нормативно-правовой информации
в сфере образования и науки
+7-495-750-5779

Юридическая консультация онлайн

Этот раздел сайта ориентирован на тех, кому требуется бесплатная юридическая консультация по трудовым вопросам онлайн без регистрации и разговоров по телефону. Здесь вы найдете ответы по актуальным темам — от социальной защиты работников до оплаты труда и особенностей системы пенсионного обеспечения. Задать вопросы и получить на них квалифицированные ответы юриста можно совершенно бесплатно и без дополнительных условий.

Если вам не удалось найти интересующий вас вопрос и ответ на него, то рекомендуем воспользоваться формой обращения, которая располагается справа. Наши специалисты предоставят профессиональную юридическую консультацию по трудовому праву и другим актуальным проблемам (пенсионное обеспечение, защита прав работника и нанимателя) в образовательной сфере не только жителям Москвы, но и всей России.

Задайте ваш вопрос

Поля со * обязательны для заполнения
Аттестация педагогических работников
Вопрос: С 2017 по 2018 год работала в должности “преподаватель” в техникуме, вела 2 дисциплины – “иностранный язык (англ.) (общеобразовательный цикл) + иностранный язык в профдеятельности (англ.), имею 1-ю категорию по должности “преподаватель”, с 2018 по настоящее время работаю в школе в должности “учитель английского языка”, оплата моей работы все время идет с учетом 1-й категории (в расчётных листах указано – должность: учитель, 1-я категория).

В ноябре отправила пакет документов по аттестации на высшую категорию по должности “учитель”, но за 2 дня до вынесения решения мне сообщили, что необходимо отозвать мое заявление из аттестационной комиссии, т. к. меня не могут аттестовать на высшую категорию, поскольку у меня нет распоряжения и записи в трудовой книжке по присвоению мне 1-й категории в должности “учитель”, хотя исходя из экспертного всестороннего анализа моей педагогической деятельности за период работы в школе мне сказали, что я соответствую по всем параметрам на высшую категорию и единственная причина отказа – это расхождение в наименовании должностей “преподаватель” и “учитель”, т. к. по должности “преподаватель” есть приказ и запись о присвоении 1-й категории, а по должности “учитель” – нет, хотя мой профиль работы и должностные инструкции совпадают, я как преподавала английский язык в техникуме, так я и учу английскому языку, только в школе.

При переводе из техникума в школу мне работодатель не сообщил, что при аттестации могут возникнуть такие проблемы. Аттестационная комиссия сказала, что мой работодатель должен был написать ходатайство в управление образованием города, чтобы мне документально зафиксировали 1-ю категорию по должности “учитель”, а затем управление образованием должно ходатайствовать перед министерством о приравнивании моей 1-й категории по должности “преподаватель” – должности “учитель” на основании приказа.

Мне пришлось отозвать заявление, чтобы меня не внесли в распоряжение об отказе в присвоении категории (т. к. я смогла бы только через 1 год опять подавать на категорию), а срок действия моей 1-й категории в должности “преподаватель” истекал 31.12.2021. При подписании моего пакета аттестационных документов на уровне школы (завучем, директором), при подаче в управление образованием уполномоченному по аттестации на данный факт в расхождении названий должностей не обратили никакого внимания.

Как мне теперь быть в этой ситуации? В какие инстанции обращаться, чтобы официально могли рассмотреть мою 1-ю категорию по должности “преподаватель” и сохранили ее по должности “учитель”, учитывая мой перевод из техникума в школу при сохранении направления профиля работы (англ. яз.) за период с 2018-го по 31.12.2021? И каким образом мне потом (в случае положительного решения по сохранению 1-й категории) подавать повторно на высшую категорию (которой я соответствую по всестороннему экспертному анализу), если на данный момент у меня она закончилась?
Ответ:

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее – Порядок аттестации) применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – номенклатура), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Обращаем внимание, что пунктом 28 Порядка аттестации предусмотрено проведение аттестации в целях установления квалификационной категории по конкретной должности. Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры “учитель” и “преподаватель” являются разными должностями. Лицо, замещающее должность преподавателя, не имеет результативности в работе по должности учителя. Следовательно, имеющаяся квалификационная категория по должности “преподаватель” не предполагает установления квалификационной категории по должности “учитель”.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 6 февраль 2022 г.

Отпуска
Вопрос: Я запланировала трудовой отпуск на начало августа месяца. Руководитель хочет совместить мой отпуск со временем ремонта детского сада, а дата его начала не определена. Правомочно ли руководителю отказать мне в предоставлении очередного отпуска в выбранный мною период?
Ответ:

Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовому договору в соответствии с ТК РФ, регулируется главой 19 ТК РФ.

На основании статьи 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, т. е. в каждом рабочем году.

При этом стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, определяется в календарном исчислении и отсчитывается со дня начала работы. Если какие‑либо периоды времени в соответствии с частью 2 статьи 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание рабочего года отодвигается на число дней отсутствия работника, исключенных из стажа работы для отпуска.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации.

 Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 27 сентябрь 2021 г.

Доплаты, надбавки, подъемные
Вопрос: Здравствуйте, подскажите, доплата за стаж работы учителю начальных классов – обязательная выплата или на усмотрение руководителя?
Ответ:

По общему правилу, закрепленному в статье 135 ТК РФ, системы оплаты в организациях устанавливаются в локальных актах работодателя и коллективном договоре в соответствии с законодательством, фиксируются в трудовом договоре, заключенном с конкретным работником. В соответствии со статьей 144 ТК РФ в федеральных госучреждениях вопросы оплаты труда регулируются в локальных актах, коллективном договоре, соглашениях между профсоюзами и работодателями в соответствии с законодательством РФ.

В ТК РФ и других федеральных нормативных правовых актах не установлено обязательной выплаты надбавки учителю начальных классов. Надбавка учителю начальных классов может быть установлена в локальных актах вашего ОУ, в которых урегулированы вопросы оплаты труда работников (положении о системе оплаты труда, положении о премировании и т. п.).

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 11 апрель 2021 г.

Педагогический стаж и учебная нагрузка
Вопрос: С 2010 года по 2019 год работал в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей “Детско-юношеская спортивная школа” тренером-преподавателем. Включается ли этот период работы в выслугу лет. Стаж работы с 1995 года.
Ответ:

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитывается работа в должностях и в учреждениях, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 11 апрель 2021 г.

Требования к квалификации
Вопрос: При проверках образовательной деятельности ФГП ВО ЖДТ России надзорными органами возникают различные вопросы, в том числе один из вопросов – периодичность проведения повышения квалификации.
Приказом ФГП ВО ЖДТ России определено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников, по охране труда не менее одного раза в 3 года и т. д.

Каким документом в настоящее время определены сроки периодичности проведения повышения квалификации работников?
Ответ:

Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах. 

Минтрудом России утвержден приказ от 26.12.2019 № 832н “О признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования”.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 2 январь 2021 г.

Аттестация педагогических работников
Вопрос: Может ли вуз настаивать на прохождении курсов повышения квалификации по Первой помощи, Охране труда на своей базе, при условии, что сотрудники (пед.работники) готовы сами заплатить за прохождение курсов и не требовать материального возмещения с образовательной организации?
Ответ:

Согласно пунктам 7 и 10 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (пункт 11 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) все работники, в том числе руководители организаций обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной  власти учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, ознакомление работников с требованиями охраны труда (статья 212 ТК РФ).

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 1 январь 2021 г.

Разное
Вопрос: Обязана ли библиотека среднего специального учебного заведения принимать участие в акциях “Библионочь”, “Ночь искусств”?
Ответ:

Всероссийские культурно-образовательные акции “Библионочь” и “Ночь искусств” проводятся ежегодно с 2012 года и 2013-го соответственно, с целью поддержки чтения и развития интереса к книгам, приобщения граждан к культурной жизни страны.

Участие в акциях принимают музеи, театры, библиотеки, клубы, картинные галереи и филармонии, концертные и выставочные залы, а также другие заинтересованные учреждения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с планом выполняемых учреждением культурно-массовых мероприятий.

Педагогический стаж и учебная нагрузка
Вопрос: Я работаю в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи освобожденным логопедом. Если ранее (до введения ФГОС) мы могли на занятия брать особо нуждающихся детей с уроков физкультуры и музыки на основании инструктивного письма Ястребовой и Бессоновой, составленному по заказу Минобразования России. Имеет ли силу в данный момент это письмо при составлении расписания? Если нет, то на основании каких документов мы можем брать учеников с занятий? Иначе в речевой школе мы не сможем оказать помощь детям в полном объеме.
Ответ:

Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится – разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; утверждение образовательных программ образовательной организации, расписания занятий урочной и внеурочной деятельности обучающихся и другое.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 31 ноябрь 2019 г.

Аттестация педагогических работников
Вопрос: Педагог-олигофрен ведет уроки физической культуры в колледже, является руководителем физического воспитания, по совместительству; является родственницей директора, в сентябре прошла аттестацию на высшую категорию на кафедре физ. воспитания. Ленинградский областной институт развития образования Ленинградской области не считает, что их кафедра нарушила требования к прохождению аттестации. Вопрос: возможно ли получение высшей категории, если педагог не соответствует занимаемой должности и у него нет дополнительного образования?
Ответ:

В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 48 Федерального закона педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 29 октябрь 2019 г.

Педагогический стаж и учебная нагрузка
Вопрос: 8 лет отработала в детском саду (из них 5 лет воспитателем, 3 года – логопедом). С 1 июня по 20 августа находилась в очередном отпуске, во время которого написала заявление об увольнении в детском саду, и заявление о принятии на работу в институт. С 21 августа вышла на работу в институт старшим преподавателем. Будет ли считаться непрерывным мой педагогический стаж?
Ответ:

Понятие “трудовой стаж” является обобщенным и имеет несколько разновидностей: общий трудовой стаж, непрерывный и специальный. Кроме того, встречается и такой вид трудового стажа, как стаж по специальности.

Стаж является основанием для возникновения права работника на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев – надбавок к заработной плате.

Полный текст ответа: "Официальные документы в образовании" № 27 сентябрь 2019 г.